Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Псковский искусствовед Тамара Шулакова просит Ивана Цецерского не оставаться в стороне от проблемы разрушения фресок в Мелетово

18.11.2016, 12:48      Новости Пскова

Псковский искусствовед Тамара Шулакова просит главу города Ивана Цецерского не оставаться в стороне от проблемы разрушения фресок уникального храма Успения Богородицы XV века в деревне Мелетово Псковского района. «Дело по фрескам Мелетова много серьезнее, чем думала даже я», - сообщила она в обращении, поступившем в редакцию Псковской Ленты Новостей.

«Городу быть в стороне нельзя. Ведь Мелетово расписали именно псковские мастера, их было до десяти, и они ездили, как мы бы сейчас сказали, вахтовым методом в это село два летних сезона, пока не закончили расписывать в 1465 году этот наш суперпсковский храм - завещание нам с вами, который именно мы в наше время довели до гибели! Срочно надо его спасать! Для Ганзы это был бы главный объект показа - в нем все лучшее от Пскова», - уверена Тамара Шулакова.

Искусствовед привела мнения экспертов, который дают фрескам храма 4-5 лет жизни, а их состояние оценивают как «стадию открытого чахоточного процесса». «Храм в Мелетове 1460-х гг. – мировой шедевр, который постепенно превращается в национальный позор. Несмотря на многократные обращения, на него не выделяется никакого финансирования уже много лет. И сейчас ситуация - остроаварийная, это стадия открытого чахоточного процесса, когда разрушения идут в режиме текущего времени и в любой момент могут привести к обрушению. Для этого есть все предпосылки», - так комментирует увиденное председатель секции памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Научно-методического совета Лев Лифшиц.

«Это наша Сикстинская капелла, блистательный памятник, в котором воплотилось лучшее за все века Псковской школы искусства - не уступающая наследию Микеланжджело, и погибнет она от нашего с вами мягко говоря небрежения... в наше время! Это на грани преступления. Хочется задать главные русские вопросы: Кто виноват? И что делать?» - написала Тамара Шулакова в письме к вице-спикеру Псковского областного Собрания депутатов Виктору Остренко.

Церковь Успения Богородицы в д. Мелётово (Псковская область, Псковский район) является объектом культурного наследия федерального значения. Это уникальный памятник архитектуры и монументальной живописи середины XV в.

Каменный храм был возведен в 1461-1462 гг. на древнем погосте, расположенном недалеко от новгородско-псковского пограничья. Заказчиками постройки выступили псковские посадники и бояре Яков Иванович Кротов, Иван Захарьевич Пучков и Зиновий Михайлович. В настоящее время это единственный памятник псковской архитектуры XVв. с сохранившимся сложным 16-ти скатным покрытием.

Это одноглавый, четырехстолпный храм. Он имеет три апсиды: центральную полукруглую и две боковые прямоугольные. Система сводов традиционная псковская - повышенные подпружные арки, несущие световой барабан. Декор фасадов – обычное для псковской архитектуры чередование лопаток и плоскостей. Апсиды и барабан декорированы псковским геометрическим орнаментом, сдвоенные окна северного и южного фасадов оформлены валиком. Стены древней постройки сложены из известняковой плиты.

В 1465 г. по заказу тех же посадников и бояр Успенская церковь была полностью расписана, включая западный перспективный портал. Древняя живопись была выполнена по сухой штукатурке. Церковь расписывала артель псковских мастеров, хорошо знакомых с иконописью и книжной миниатюрой.

Общая система стенописи Успенской церкви не выходит за рамки традиционного содержания. Иконографическая программа посвящена раскрытию идеи литургической жертвы и прославлению Богоматери-Церкви. Система росписи отличалась многочастностью, обилием сцен со сложными и уникальными сюжетами. Росписи церкви строились по принципу сочетания нескольких тематических циклов, обладающих внутренней повествовательностью и символической логикой. Многие сюжеты мелетовских фресок являются отражением событий и проблем, волновавших псковичей середины XV в.

В ХVI в. к Успенской церкви был пристроен теплый южный придел в честь Св. Николая Чудотворца. В 1790 г. в храме был устроен иконостас, а древняя роспись забелена. В 1778 г. древний притвор церкви был расширен к западу и к нему пристроена колокольня. В это же время были растесаны некоторые оконные проемы четверика и древней части притвора. К концу XIX в церковь уже имела четырехскатное покрытие. Главка и барабан придела оказались утраченными. В 1913 г. к югу от церкви была построена новая каменная церковь Св. Троицы. Приход был переведен в нее, а храм Успения пришел в запустение.

Впервые о существовании фресок упомянул в 1876 г. Н. К. Богушевский. В 1925-1926 гг. они вновь были открыты и осмотрены К. К. Романовым. В 1933 г. началась их реставрация под руководством Е. А. Домбровской. Было раскрыто 16 фрагментов росписи в алтаре и арках дьяконника и жертвенника, укреплен фресковый грунт. Обследование показало наличие фресок во всем памятнике. В 40-х гг. ХХ в. церковь Успения в Мелётово использовалась в качестве склада и хлебопекарни. В 1948-1949 гг. роспись расчищалась и укреплялась Ю. Н. Дмитриевым, тогда же были выполнены работы по консервации церкви.

Но, к 1957 г. памятник оказался в аварийном состоянии и в 1959 г. был разработан проект его реставрации (авторы М. И. Семенов и Н. С. Рахманина). Проектом предусматривалось восстановление церкви в формах ХV-ХVI вв. Архитектурная реставрация была завершена к 1961 г. Были выполнены следующие работы: укрепление стен и перекрытий; восстановлено сложное покрытие; разобран поздний притвор придела; поставлена главка притвора; разобраны поздние колокольня и притвор; восстановлена западная стена первоначального притвора; растесанным оконным проемам возвращены формы ХV в.; в древние гнезда от сгнивших связей заведены железобетонные связи. В 1964 г. церковь была оштукатурена и побелена. В 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР церковь Успения Богородицы получила статус памятника федерального значения.

В 1963 г. началась реставрация живописи под руководством художника-реставратора Д. Е. Брягина. В период с 1963 по 1968 гг. были проведены следующие мероприятия: укрепление штукатурных грунтов и красочного слоя раскрытых композиций; расчистка всех сохранившихся фрагментов древней живописи из-под известковой побелки и поздней масляной записи. Оказалось, что в интерьере памятника сохранилось около 99 живописных сюжетов. Наиболее значительными и хорошо сохранившимися являются композиции: «Служба святых отцов», «Галла Милостивая и апостол Петр», «Чудо о жидовине», «Аит-скоморох», «Сретение»; «Омовение ног»; «Уверение Фомы», «Перенесение Ковчега Завета», «Пророк Илья и жрецы Ваала на горе Кормил», «Видение пресвитером Евстафием Богородицы», «Положение во гроб», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Неопалимая купина», храмозданные надписи в основании барабана и над перспективным порталом и др.

К хранительским обязанностям Псковский музей-заповедник приступил в конце 80-х гг. Были налажено регулярное посещение памятника с целью мониторинга его состояния, проводились работы по оптимизации температурно-влажностного режима. К началу 90-х гг. XX в. инженерно-техническое состояние архитектурного памятника ухудшилось, что не могло сказаться на сохранности фресок. В 1991 г. художники-реставраторы Межобластного научно-реставрационного художественного управления (бригадир В. Д. Сарабьянов) выполнили противоаварийные укрепления грунта стенописи в алтарной апсиде и арочных проемах в жертвеннике и дьяконнике. Летом 1995 г. Управлением охраны памятников Комитета по культуре при администрации Псковской области и Псковским музеем-заповедником был поднят вопрос о необходимости проведения срочных противоаварийных работ.

В 1996 -1999 гг. Ген. Дирекцией «Псковреконструкция» (гл. инженер В. И. Раскот) были выполнены следующие работы: косметическая побелка и ремонт фасадов памятника; сооружение отмостки по всему периметру; спил деревьев вокруг памятника; установка новых и ремонт старых водометов; выполнены двойные столярные заполнения в некоторых нижних и верхних окнах церкви и придела; ремонт известнякового пола; установка в интерьере четверика реставрационных 6-ти ярусных лесов. Специалистами Межобластного научно-реставрационного и художественного управления проведены противоаварийные работы по укреплению фресковой живописи. После замены столярных заполнений оконных и дверных проемов в 1999 г. впамятнике был введен ограниченный подогрев на осенне-зимний период. Сотрудники Псковского музея-заповедника стали проводить работу по организации микроклимата и оптимизации температурно-влажностного режима, включая систему оптимального нагрева и вентиляции.

В соответствии с намеченным в 90-е гг. XX в. объемом работы Ген. Дирекцией «Псковреконструкция» не было выполнено инженерное укрепление и комплекс архитектурно-реставрационных работ по западному притвору. С 1999 г. финансирование ремонтно-реставрационных работ прекратилось. Псковский музей-заповедник неоднократно поднимал вопрос об аварийном состоянии памятника и необходимости проведения противоаварийных работ. Но отсутствие бюджетного финансирования не позволило выполнить запланированные комплекс консервативно-реставрационных работ по архитектуре и живописи Успенской церкви в Мелётово.Только в 2006 г. специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (бригадир В.Д. Сарабьянов) были выполнены противоаварийные укрепления грунта стенописи в основании барабана и на сводах четверика.

Псковский музей-заповедник и Администрация Псковской области с 2011 года ежегодно направляли заявки в Министерство культуры Российской Федерации с целью получения средств на проектно-исследовательские работы, археологические изыскания и реставрацию фресковой живописи.

Государственным бюджетным учреждением культуры - Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области в период с 2013- 2016 годы были подготовлены и направлены заявки на проведение проектно-изыскательских работ. К сожалению, заявки не были поддержаны и финансовые средства на необходимые ремонтно-реставрационные работы по архитектуре и монументальной живописи в церкви Успения в д. Мелётово не выделялись.

В настоящее время треть сохранившейся живописи находится в аварийном состоянии: идет отставание грунта под живопись от кладки, появились места выпада живописи на штукатурке, красочный слой живописи частично находится в остро аварийном состоянии. Повсеместно присутствуют участки деструктированной живописи с мелящимся красочным слоем, в некоторых случаях слои живописи разрыхлились и распыляются.

Основной проблемой сохранения живописи является незавершенная архитектурная реставрация памятника. Основные несущие конструкции четверика находятся в удовлетворительном состоянии. Отсутствие отмостки, организованного водоотвода приводит к намоканию стен и подсосу влаги. В алтарной части фиксируется вертикальная трещина. В аварийном состоянии находится притвор, где идет проседание потолочного свода, отсутствуют полы и нет столярных заполнений окна и двери. Придел находится также в аварийном состоянии, наблюдаются растущие продольные трещины по всему периметру, что свидетельствует о сильных деструктивных процессах несущих конструкций этой части памятника.

В целях сохранения уникальной фресковой живописи церкви Успения Богородицы, необходимо выполнить комплексные противоаварийные работы в древней части церкви (архитектура, живопись), а также в возведенных в более позднее время притворе и придельной церкви; выполнить комплекс изыскательских (включая археологию) и проектных работ; провести реставрацию памятника и благоустройство прилегающей к стенам храма территории.

Источник: Псковская Лента Новостей

Источник: pln-pskov.ru
 Читайте также:

Концерт группы «Живая вода» состоится в псковской галерее «Цех» 21 января

21 января в 19:00 в Пскове в галерее «Цех» (ул. Пушкина, 13) стоится концерт псковской музыкальной группы «Живая вода» с программой «Снова-Здорово», сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе Театрально-концертной дирекции Псковской области. Группа была соз..

Любовь и жабры

В прокат вышла новая картина Гильермо дель Торо «Форма воды» - фантастическая драма о любви амфибии и уборщицы в разгар холодной войны, за которую знаменитый мексиканский режиссер получил «Золотого льва» на 74-ом Венецианском кинофестивале, а также был отмечен «Золотым глобусо..

​Вечером 18 января 2018 года, в канун Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Псковский и Порховский Евсевий совершил Всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили Преосвященнейший Фома, епископ Гдовский, викарий Псковской митрополии, настоятель кафедрального собора протоиерей Иоанн Муханов с соборным духовенством. На Утрени перед иконой Крещения Господня духовенством во главе с митрополитом Евсе..

Более 2400 детей из нуждающихся семей Псковской области получили подарки к Новому году

В рамках акции «Новогодние и Рождественские праздники» псковского областного отделения Российского детского фонда более 2 тысяч 400 детей-сирот, ребят из нуждающихся семей и детей с особенностями в развитии получили подарки. Об этом Псковскому агентству информации сообщили в о..

Охрану более 100 массовых мероприятий обеспечили псковские полицейские в 2017 году

В 2017 году в Пскове полиция при поддержке народных дружин обеспечила охрану более 100 массовых мероприятий, заявил начальник УМВД России по городу Пскову Сергей Сурин в ходе совещания, где были подведены итоги минувшего года. Об этом Псковскому агентству информации сообщили в..

Без шансов на побег

20 января сотрудники специальных подразделений исправительной системы по конвоированию будут отмечать свой профессиональный праздник. Накануне этой даты в Пскове состоялось торжественное построение отдела по конвоированию УФСИН России по Псковской области. В его рамках отличив..

Свой профессиональный праздник отмечают специальные подразделения уголовно-исполнительной системы по конвоированию ФСИН России

В настоящее время, как и на протяжении многих лет, руководит отделом полковник внутренней службы Анатолий Русяев. Сам Отдел по конвоированию псковской уголовно-исполнительной системы приступил к выполнению возложенных обязанностей с 1 января 1999 года и на сегодняшний день с ч..

«Псковская песнь» Олега Тиммермана

23 января 2018 года исполняется 90 лет со дня рождения Олега Владимировича Тиммермана (1928-1984), талантливого псковского писателя, журналиста, поэта, выразившего в своем творчестве боли и тревоги своего времени, силу и мужество русского народа. Его выразительные, яркие стихи..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство